При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке?
Высокий уровень шума в микрорайоне города, расположенном вблизи аэропорта, является примером:
Дигомозиготным является организм с генотипом:
Потомство F1 будет единообразным по фенотипу при скрещивании организмов с генотипами:
Нарочанский — уникальный природный комплекс, имеющий в Республике Беларусь статус:
Прочитайте текст. Выберите предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида Кувшинка белая:
(1)Цветки у кувшинки белой плавающие, одиночные, белые, крупные (до 20 см в диаметре). (2)Цветет она с июня до сентября, цветки опыляются насекомыми. (З)Опыленные цветки погружаются в воду, где происходит созревание и разрушение плода (на следующий год в августе — сентябре). (4)Плоды у кувшинки шарообразные, многосемянные, с крупным мешковидным выростом. (5)Кувшинка произрастает в водоемах, богатых биогенными элементами. (6)Она встречается в озерах, каналах, заводях рек с медленно текущей водой на глубине до 2,5 м.
На графике, отражающем зависимость жизнедеятельности организма от силы воздействия экологического фактора, цифрой 4 обозначена(-ы):
Схематический рисунок иллюстрирует протекание одного из типов сукцессий.
Укажите характерный для такой сукцессии признак:
Выберите утверждения, верно характеризующие популяцию:
а — для популяции можно рассчитать абсолютную и удельную рождаемость;
б — если в популяции преобладают предрепродуктивные особи, она является стареющей;
в — фактором, определяющим пространственное распределение особей в популяции, является первичное соотношение полов.
Укажите пример действия движущей формы естественного отбора:
Удаление сократительной вакуолью жидких продуктов обмена веществ происходит путем:
а — осмоса
б — фагоцитоза
в — экзоцитоза
г — эндоцитоза
Лопастевидные выросты с пучками щетинок на теле многощетинковых червей согласно эволюционной теории Ч. Дарвина возникли в результате:
В пределах общего ареала одна часть черных дроздов живет в глухих лесах, другая — в населенных пунктах. Это пример изоляции:
Укажите признаки, характерные для полового (I) и бесполого (II) размножения:
а) увеличивается численность особей;
б) потомки несут признаки обоих родительских организмов;
в) обеспечивается способностью к регенерации;
г) в нем участвуют две специализированные клетки — гаметы;
д) может осуществляться при помощи вегетативных органов;
е) один из способов — почкование.
Найдите два понятия, которые являются общими для процессов фотосинтеза и клеточного дыхания:
а — НАДФ-Н+Н+
б — глюкоза
в — световая фаза
г — АТФ-синтетаза
д — транскрипция
Транскрибируемый участок цепи ДНК имеет нуклеотидную последовательность:
ГЦА ЦГТ ААА ЦГТ АТЦ ЦГА
Сколько молекул аланина включится в пептид при трансляции, если известно, что аминокислоту аланин в рибосому могут доставить тРНК, имеющие антикодоны ЦГА, ЦГГ, ЦГУ, ЦГЦ, а терминирующим является кодон УАГ?
Лишайник изображен на рисунке:
Назовите элемент, обозначенный на схеме строения цветка цифрой 4:
Какой элемент цветочной почки обозначен на рисунке цифрой 1?
На схеме строения речного рака цифрами 2 и 6 обозначены структурные элементы системы:
Сколько слуховых косточек в среднем ухе земноводных?
Укажите неверное утверждение:
Выберите признаки, отличающие вирусы от бактерий:
а — наличие муреиновой клеточной стенки
б — наличие суперкапсида
в — размножаются делением клетки надвое
г — являются возбудителями полиомиелита
Корень цветковых растений:
а — называется придаточным, если развивается на стеблях, листьях или видоизмененных побегах
б — поглощает из почвы воду и растворенные в ней вещества
в — может запасать углеводы
г — в зоне деления покрыт корневыми волосками;
д — при запасании питательных веществ в главном корне может видоизменяться в столон или луковицу
Для растения с такими листьями (см. рис.) характерен плод:
Определите животное по описанию:
— тело покрыто роговыми чешуями;
— челюсти снабжены зубами;
— оплодотворение внутреннее;
— развитие прямое.
Определите отряд насекомых по описанию:
— развитие с полным метаморфозом;
— грызущий ротовой аппарат;
— передние крылья сильно хитинизированы;
— задние — тонкие перепончатые.
Установите соответствие:
1 — ель европейская
2 — щитовник мужской
а — листья длительное время растут верхушкой
б — оплодотворение происходит в зародышевом мешке
в — женские органы полового размножения — архегонии
г — проводящим элементом ксилемы являются трахеиды
д — гаметофит прикрепляется к субстрату при помощи ризоидов
Укажите, для каких организмов характерны перечисленные признаки:
1 — запасной углевод — крахмал
2 — хитинизированная кутикула
3 — в состав клеточной стенки входит хитин
4 — в состав клеточной стенки входит муреин
а —овод
б — клен
в — утконос
г — сыроежка
д — бактерия — возбудитель холеры
При составлении сравнительной характеристики двух животных признаки одного из них были утеряны, признаки другого животного сохранились: тело сегментированное; имеются две присоски — передняя (ротовая) и задняя; кишечная трубка сквозная; кровеносная система замкнутая; органы выделения — метанефридии. Определите, каких животных сравнивали:
На схеме строения глаза человека цифрой 1 обозначено! ен):
Укажите характерный для дермы кожи человека признак:
На рисунке цифрами 1 и 2 обозначены кости:
Подкожная жировая клетчатка кожи человека:
Укажите неверное для мочевыделительной системы человека утверждение:
Укажите кости скелета человека, относящиеся к поясу верхних конечностей:
а — плечевая
б — лопатка
в — локтевая
г — кости плюсны
д — ключица
Даны элементы сердечно-сосудистой системы человека:
а) полулунные клапаны; б) левое предсердие; в) кишечная артерия; г) левый желудочек; д) аорта.
Установите последовательность движения крови по ним, начиная от левого предсердия:
Выберите утверждения, верные в отношении эндокринной системы человека:
а — половые железы относятся к железам смешанной секреции
б — по химической природе гормон соматотропин является белком
в — адренокортикотропный гормон образуется в надпочечниках
г — инсулин повышает содержание глюкозы в крови
д — при недостатке тироксина в детском возрасте происходит задержка роста, нарушение психического развития
Установите вклад в развитие биологии следующих ученых:
А) К. Линней
Б) К. Мебиус
В) В. И. Вернадский
1) создал учение о биосфере
2) предложил термин «биоценоз»
3) разработал трехмерную модель структуры ДНК
4) ввел бинарную номенклатуру в систематику живых организмов
Ответ:
Укажите, из каких элементов нейрулы, обозначенных на рисунке цифрами 1—4, развиваются следующие структуры млекопитающих:
А) печень
Б) волосы
В) щитовидная железа
Г) скелетная мускулатура
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные рисунка могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А4Б4В3Г2.
Ответ:
Установите соответствие:
А) рождение голубоглазых детей у кареглазых гетерозиготных родителей
Б) появление мухи с белыми глазами в популяции красноглазых гомозиготных дрозофил
В) увеличение урожайности садовой земляники при внесении в почву комплексного минерального удобрения
1) мутационная
2) комбинативная
3) модификационная
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:: A3Б2B1.
Ответ:
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (знак «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «-» — отрицательные, «0» - нейтральные):
Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1) сокол и голубь
2) скворец и воробей в гнездовой сезон
3) азотфиксирующие бактерии и люпин
4) львы и грифы, питающиеся остатками добычи львов
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв схемы. Например А2Б3В1Г4.
Ответ:
У лабораторных мышей ген, влияющий на развитие слуха, сцеплен с геном, определяющим длину хвоста, и находится от него на расстоянии 2 морганиды. Глухота и укороченный хвост определяются рецессивными аутосомными генами. В эксперименте было проведено анализирующее скрещивание дигетерозиготной особи, мать которой имела нормальный слух и укороченный хвост. Какова вероятность (%) рождения глухих мышей с хвостом нормальной длины?
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:
Консументы второго порядка 1,2 · 102 кДж |
Консументы первого порядка |
Продуценты 4,6 · 104 кДж |
Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких косуль (консументов первого порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одного консумента первого порядка сохраняется 200 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Ответ:
Классифицируйте люпин жёлтый, расположив в порядке иерархичности (начиная с наименьшего ранга) пять подходящих элементов из предложенных:
1) отдел Покрытосеменные
2) класс Однодольные
3) семейство Бобовые
4) класс Двудольные
5) царство Растения
6) семейство Злаки
7) тип Цветковые
8) род Люпин
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 74132.
Ответ:
Исходя из особенностей эмбрионального развития предложенных организмов, выберите трёх вторичноротых животных:
1) лещ
2) нереис
3) сокол
4) планария
5) бокоплав
6) саламандра
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Классифицируйте яблонную плодожорку, начиная с самого высокого ранга, расположив по порядку пять подходящих элементов из предложенных:
1) класс Насекомые;
2) род Плодожорка;
3) царство Животные;
4) тип Членистоногие;
5) отряд Чешуекрылые;
6) отряд Жесткокрылые;
7) класс Паукообразные;
8) отдел Открыточелюстные.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 65238.
Ответ:
Составьте последовательность возникновения структур животных в ходе эволюции:
1) нервная трубка
2) первичная полость тела
3) хитинизированная кутикула
4) шейный отдел позвоночника
5) три слуховые косточки в среднем ухе
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
Укажите звенья, отсутствующие в рефлекторной дуге рефлекса Ашнера (урежение ритма сердца при надавливании на глазное яблоко):
|
|
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 14... .
Ответ:
Новорожденного родильного отделения вынуждены были перевести на искусственное вскармливание ввиду отсутствия у матери грудного молока. Укажите место синтеза гормона и сам гормон, недостаток которого покажет анализ крови матери:
А) яичник
Б) гипоталамус
В) передняя доля гипофиза
1) эстроген
2) пролактин
3) вазопрессин
Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры. Например: B3.
Ответ: